(начало: http://expertasia.fedpress.ru/blogs/thailand/chtenie-na-noch-vopros-k-buddizmu-v-tailande)
(середина: http://expertasia.fedpress.ru/blogs/thailand/chtenie-na-noch-vybor-tkheravady и http://expertasia.fedpress.ru/blogs/thailand/chtenie-na-noch-vybor-tkheravady-primechanie)
(окончание)
Ранее мы спросили: какая роль отведена буддизму в Таиланде, как он реагирует на перемены нового времени?
Как христианство в европейской жизни, буддийские монастыри в Таиланде были образовательными центрами. Эту роль у них по большей части забрала революция 1932 года, заменившая абсолютную монархию на парламентскую, поскольку в стране ввели светское образование. Можно сказать, начиная с Революции тайский буддизм стал меняться...
...деревня крепче держится за традиции, поэтому даже при всех достижениях и возможностях двадцать первого века монах и ват являются источником душевного равновесия для крестьян. В монастыре они находят не только душевный приют, это всё та же школа и центр общественной жизни, где можно попросту узнать хотя бы последние новости...
...жители городов в своей частой спешке, занятости отступают от правил. например, они прерывают цепочку взросления молодого человека на звене монашества. раньше считалось обязательным пройти курс монашества - хотя бы три месяца, а иначе будут проблемы при выборе невесты и вообще, мол, - неграмотный. Многие горожане предпочитают жить по порой лишь одним им ведомым законам...
...монашество понимает, что перемены неумолимы, и теперь оно старается быть не только посредником, например, между властью и людьми, но и инициатором какого-либо диалога, действия, что не характерно для прошлого...
...но поддаваясь желаниям власти и времени монашество бывает теряет контакт с людьми, живущими по обычаям - деревенским, другими крестьянами, и здесь уже видно, что бунтарство присуще не только фанатикам-фундаменталистам, но и достаточно рядовым религиозным деятелям. буддизм нового времени идёт не только в ногу с властью, но и в другие стороны...
...двадцатый и двадцать первый века потребовали от буддизма его волю, и власть зачастую манипулирует верой ради своих целей, что может привести - если откроется - к высыханию источника лигитимности для правящих ныне людей...
...перемены забирают позиции тайского буддизма, но вместе с тем они заставляют монахов упорствовать и искать выходы, что часто выливается в попадание под влияние религиозных представителей тех, за кем стоят ресурсы, то есть возможности. таким образом, с одной стороны представители религии теряют свою силу, когда сближаются с мирской жизнью, её суетой и попыткой за этой суетой поспеть, поддерживаемые правительством. А с другой стороны попытки найти способ пережить изменения с малой потерей для себя. Хрупкое балансирование...
...и какими бы не были времена, буддизм объединял тайскую нацию: в попытке ли создать Великое тайское государство или в борьбе с "коммунизмом", или при модернизации страны,сохранении лесов и т.д. Недаром один тайский учёный сказал: "Быть тайцем и быть буддистом - это почти синонимы".
В то же время, исследователи буддийской сангхи в Таиланде отмечают, что роль религии снижается и городе, и в селе под самыми разнообразными влияниями, разрушающими традиционный уклад и предлагающими новое поведение.
Государство толкнуло институт веры на перестройку, а он позволил себя толкнуть. На мой взгляд, сангха Таиланда и сама тхеравада ещё вполне жизнеспособны, но им следует внимательней следить за собой, иначе вскоре смогут уподобиться РПЦ, которая как религиозный институт потеряла доверие, превратившись в коммерческую организацию и недодруга правительства, увлеча за собой в бездну непринятие и Православие.