Все началось до боли просто – в передаче «Непутевые заметки» услышала про особенную манеру празднования Нового Года на Бали, «День Тишины», чтобы злые духи пролетели мимо острова, не заметили его из-за отсутствия шума. Стало интересно почитать побольше про эту традицию. Материалом, как водится, делюсь. Вдруг ни одна я такая дура, что традициями и культурой туристических стран интересуюсь?)) Кстати, в 2012 году он наступит 23 марта.
Итак, новый гон на Бали называется Ньепи. Он приходится на следующий день после новолуния, которым заканчивается девятый месяц, то есть на конец марта. Вообще, я так понимаю, на Бали некая смесь индуизма с чем-то. А вот с чем? Видимо, с местными какими-то верованиями.
По крайней мере, концепция «дня тишины» очень соответствует индуистским представлениям о безмятежном начале и конце всего. В этот день всем верующим, неверующим и туристам, запрещено шуметь, двигаться и вообще хоть что-нибудь делать активно. Над островом висят четыре запрета: «брата амати гении» — никакого света или огня, «амати карья»— никакой работы, «амати лелунган» — никаких путешествий и «амати леланган» — никаких плотских желаний.
Ньепи отмечается с 6 утра до 6 утра следующего дня. Единственные, кто выходит на улицу – Пекаланги – традиционные охранники, которые патрулируют улицы и следят, чтобы выполнялись все запреты. Кстати, туристов в этот день держат в отелях, на пляжи не пускают, а аэропорт закрыт.
Однако, тишина Ньепи искупается шумом предшествующих и последующих дней. До и после праздника проводится несколько ритуалов.
Первый ритуал – Меласти. Он отправляется за 3-4 дня до Ньепи в храме Пура Сегара на берегу моря. В ходе этого ритуала совершается обряд очищения и набирается священная вода из моря. Все жители острова одеваются в белые одежды, поют, воскуряют благовония и звонят в колокольчики.
Цель второго ритуала – Бхута Яйна – смыть негативные элементы и обрести гармонию с Богом, Человечеством и Природой. Проводится за день до Ньепи. Индуисты балийских деревень также делают ого-ого – демонические статуи из бамбука и бумаги, символизирующие негативные элементы и злых духов. Затем ого-ого сжигается.
Под звон бамбуковых колокольчиков распеваются священные тексты, играет ни на что не похожий индонезийский оркестр гамелан, льется кровь жертвенных животных. Жители Бали считают, что это должно способствовать очищению земли: Новый год приходится на межсезонье, когда дожди уже закончились, а засуха еще не наступила, поэтому надо очистить землю от грязи, восстановив гармонию жертвоприношениями. Кстати. В этот же день подкармливают и злых духов, чтоб не обижались.
Третий ритуал – непосредственно Ньепи. А после наступления нового года, когда злые духи уже пролетели мимо острова, жители Бали возвращаются к привычному распорядку жизни, а верующие индуисты просят друг у друга прощения.